Храм рождества Божей Матери - Новодевятковичская CШ

Разделы сайта

Храм рождества Божей Матери

Удивительным памятником каменного строительства, уникальным в своём великолепии, является храм рождества Божей Матери в селе Ярутичи.

Сложилось так, что этот храм, подобно человеку, рождался на свет в муках. Деньги на его строительство собирали по грошу, их очень не хватало, а богатых покровителей подобных могнатам Мелешко, Пусловским или графам Слизням не было. Тридцать пять лет собирали деньги и столько же лет строили храм. Сельская община даже посылала молодых крестьян на заработки, чтобы быстрее собрать деньги и завершить строительство.

Храм рождества Божей Матери находится на юго-восточной окраине дер. Ярутичи. Строили его на расстоянии 200 м.от деревни, но деревня расширялась в направлении храма и церковь оказалась в черте населённого пункта. Храм возводился на кладбище, которое существовало с тех незапамятных времён, когда возникла деревня.

Сохранилось три интереснейших источника, которые дают возможность по крупицам восстановить историю храма рождества Божей Матери в дер. Ярутичи.

   Письменный источник №1. Это каменная плита, вмурованная в боковую правую стену храма на высоте 1 м. от земли, недалеко от входа. Его размеры 0,6 * 0,7 м. На нём высечен текст на польском языке .

  Письменный источник №2. Это дата на фронтоне храма рождества Божей Матери. Она является убедительным свидетельством полного завершения строительства храма в 1880 г. Таким образом, труднейшую задачу строительства храма жители дер. Ярутичи выполнили. На это ушло 35 лет и было израсходовано много средств.

   Письменный источник №3. 

Он пожалуй самый интересный и редкий. Многие священники вели богослужения в храме. Но никому из них не удавалось обнаружить ценнейшую историческую тайну храма. Это казалось бы на первый взгляд всего лишь простой деревянный крест.

   Выпилен крест из сосновой доски и имеет размеры 42 *19 *3 см. Ценнейшим в находке является то, что вся лицевая сторона креста исписана текстом. Текст на русском языке в старой орфографии (до 1918 г.) Текст написан чернилами чёрного цвета и покрыт светлым лаком. Всё написанное легко читается. Из текста следует (содержание пересказывается в сокращённом виде). Освящение храма происходило в лето 7390 г. от сотворения мира или 30 августа 1882 г. от Рождества Христова. Освящение храма проводилось архиепископом Виленским и Лютовским Александром. В освящении участвовали: настоятель храма Климентий Тышкевич и благочинный Коссовский, настоятель переволоцкой (дер. Переволока Мижевичского сельского совета) церкви Июлиан Михайловский.

 Письменный источник № 4. Это каменная плита, вмурованная в центральную часть апсиды около крыши храма. Там имеется текст, прочитать который, находясь на земле, невозможно.

 Дальнейшая история храма

1964 г. – период Хрущёской борьбы с религией (Н.С.Хрущёв руководитель СССР, 1953-1964 гг.) Закрытие храма. Разрешено только отпевание умерших.

1990 г. – ремонт храма отцом Виктором. Заменена крыша, окна, построена новая колокольня с металлическим основанием.

1992 г. – открытие храма, возобновление богослужения. Настоятель храма отец Виктор. 18.01.2008 г. – настоятель храма кандидат богословских наук отец Геннадий. Богослужение посвящено Крещению Христову (19.01). В храме на богослужении присутствует 17 верующих. Все женщины.

В 1975 г. в истории храма произошёл печальный случай. Под покром ночи грабитель проник в храм и похитил самую старинную и наиболее ценную икону Двунадесятные Праздники. Прихожане вспомнили молодого человека, который накануне посещал храм и беседовал со священником. Во время беседы он интересовался старинными иконами. Прихожане решили: пусть виновного рассудит Бог и в милицию не обращались. Прошло некоторое время и подозреваемый погиб в автомобильной катастрофе. Да простит меня Бог, если я в чём-то ошибаюсь. После этого случая на окна были поставлены металлические решётки.

Архитектурный стиль храма

   Храм рождества Божей Матери представляет собой здание небольших размеров с невысоким куполом и имеет приземистый вид. Стены у здания толстые, окон всего четыре, они небольших размеров и расположены высоко от земли. Всё это даёт основание судить о том, что храм относится к типу сооружений романского стиля. Здание имеет апсиду, во внутренней части которой находится алтарь. Во время строительства часто возникали затруднения с поиском средств. Это привело к тому, что строительство храма растянулось на 35 лет. Эта же причина привела ещё к одной издержке. Храм не получил классического завершения. В нём отсутствуют две части: 1) паперть и 2) притвор. Но это нисколько не умоляет его ценности как памятника архитектуры, причём редкого в своём роде. Стены здания и фронтон возведены исключительно из бутового камня и каменной щебёнки, без использования кирпича, как связующего материала. Строители под руководством архитектора осуществляли очень тщательный подбор цветовых сочетаний камня. Использовались камни различных цветов: розовый, серый, коричневый, тёмно-зелёный, серо-голубой, красный и даже чёрный. Красный и розовый цвета главенствуют. Они использованы в сочетании с камнями иных цветов. В ясный безоблачный день в лучах солнца камни сверкают различными цветами, цвета переливаются, образуются разноцветные солнечные блики. От храма не оторвать глаз. Господи, какую красоту таит в себе обычный природный камень в сочетании с талантом мастеров. Вход в храм находится с северной стороны, а алтарная часть храма смотрит на юг.

Колокольня храма

   Колокольня расположена напротив двери храма на расстоянии 10 м. от неё. Её высота – 7 м., ширина – 2 м., длина – 2,6 м. Основание колокольни металлическое. Имеется два колокола: большой и малый. Соотношение размеров – 2 : 1 Под колокольней расположен вход на территорию храма. Там имеется металлическая калитка с крестом, состоящая из продольных и поперечных прутьев. Калитка состоит из двух створок, которые имеют возвышение к центру и снижение к креплению. Каждая створка состоит из восьми вертикальных металлических прутьев и имеет размеры – высота в центре 1,5 м., а в месте крепления – 1,1 м., ширина 1,25 м. Крыша колокольни металлическая четырёхпокатая.

   Прежняя колокольня имела деревянное основание, которое со временем разрушилось и пришлось построить колокольню заново.

   От колокольни в разные стороны расходятся стены каменной ограды кладбища.

Старинное кладбище

   Кладбище – это последняя и вечная обитель для человека, завершившего земную жизнь. Смерть обрубает корни и ветви питающие человека и уносит его душу в мир иной, в иную жизнь.

   Кладбище – откуда такое загадочное слово. Происходит оно от слова клад. Действительно, что может быть ценнее человеческой жизни. Никакие сокровища мира несравнимы с ней. Сколько человеческих судеб, сколько людских жизней хранят как вечную тайну старинные кладбища. Как хотелось бы узнать о них, ушедших в вечность. Как хотелось бы поучиться жизненной мудрости у этих людей. Но это не дано никому. Кладбище – это уже иной мир, святой и вечный, освящённый христианской верой и православной церковью.

Каменная ограда. Она очень старинная. Об этом свидетельствуют камни, поросшие лишайником и мхом. Ограда имеет прямоугольную форму (62 * 51 м) Высота и толщина каменной кладки одинаковые (1*1 м). Площадь кладбища 3162 м2. Прошли столетия, а ограда хорошо сохранилась по всему периметру.

Захоронения прошлого. Самые старые захоронения на кладбище уже давно сравнялись с землёй. Есть могилы, о которых можно догадаться по камню у изголовья умершего. Есть могилы с огромными камнями и текстом на них, который, увы, прочесть очень сложно. Есть захоронения с каменными надгробиями без надписей, но с крестами, вделанными в камень.

 20.01.2008 г.