Усыпальница Людвика Колупайло - Новодевятковичская CШ

Усыпальница Людвика Колупайло

Усыпальница находится на юго-восточной окраине дер. Новодевятковичи Слонимского района Гродненской области в 150 м. от Новодевятковичской средней школы ив 300 м. от Коссовского тракта. Возведённое талантливым архитектором строение удивляет своей строгой красотой и великолепием форм и декоративных элементов. Усыпальница относится к памятникам культовой архитектуры и, по утверждению многих специалистов, является единственной в своём роде в Беларуси. Строение было возведено в 1850 г. ( возможно в начале 1851 г)

   Усыпальница имеет форму восьмигранной призмы с выступающими по углам полуколоннами дорического стиля

                                                                        

   Строение находится на старинном католическом кладбище, на котором хоронили в течение более 500 лет. Умерших представителей магнатских родов Мелешко и Слизней, широко известных своей знаменитостью и богатством в Беларуси, Польше и Литве.

   Высота 4-х арочных стен усыпальницы равняется 8 м., над которыми ещё 2 м. возвышается крыша, имеющая как и само здание восьмигранную конструкцию. Таким образом, общая высота усыпальницы составляет 10 метров.

   Ещё четыре стены строения не имеют арок и их высота равна 6,5 м.

   Над ними возвышается крыша, имеющая высоту 3,5 м., которая дополняет общую 10-метровую высоту усыпальницы. Восемь угловых полуколонн строения выступают на 20 см. за пределы стен усыпальницы. Толщина стен равна 65 см. Двери здания обращены на восток. Их ширина составляет1,2 м., а высота – 2,65 м. Наружная площадь здания равна 14,4 м2, внутренняя его часть, тоже имеющая форму замкнутого восьмиугольника площадью 9,6 м2, является местом погребения покойного. Сооружение имеет фундаментный цоколь высотой 75 см. от поверхности земли. Цоколь здания выступает за пределы наружной части стен на 5 см. Во внутренней части строения такой выступ отсутствует.

   Четыре стены здания завершаются островерхими арками высотой 1,5 м каждая. Арочными являются три оконных и одна дверная стены

   В верхней части оконной арочной стены имеется мурованная в стену чугунная плита, с отлитым на ней текстом. Размеры плиты 1*0,75 м. Текст написан на польском языке.

Л ю д в и к К о л у п а й л о

родился 25 августа 1803 года

умер 13 июля 1850 года

__________...___________

Боже великий прими его душу к себе

И позволь телу его покоиться здесь навеки

   При возведении стен усыпальницы использовались два вида кладки строительных материалов. Кладка над фундаментным цоколем выполнена с использованием валунов средней величины щебня. При возведении второй половины стен строения был использован кирпич размерами 5*15*25 см., изготовленный из обожженной красной и белой глины. В качестве связующего строительного материала использовался известковый раствор. Кладка стен очень прочная и хорошо сохранилась. Хорошо сохранилась также штукатурка стен (наружная и внутренняя).

   Наружная часть стен окрашена в красный цвет, а выступающие угловые колонны – в белый. Такой подбор цветов имеет глубоко символическое значение. Он соответствует библейскому повествованию о мученической смерти Иисуса Христа, который был распят, как известно, на кресте. Изобретённая древними римлянами казнь была самой страшной и применялась только к рабам. Человек, распятый на кресте, мученически умирал, иной раз в течение целых суток.

   Внутренняя часть здания была побелена известью. Потолок не сохранился, но предположительно он мог иметь красный цвет.

   В трёх стенах здания имеются окна. Их всего три, что символизирует святую троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Окна узкие и высокие, имеют островерхое арочное завершение готического стиля . Высота окон 2,5 м., а их ширина – 75 см. Окна начинаются на высоте 1,25 м от фундамента здания и они имеют металлические решётки в виде ромбов и треугольников. Рамы окон сделаны из морёного дуба, пролежавшего в воде 100-150 лет и от этого очень прочного. В связи с этим интересен тот факт, что оконные рамы очень хорошо сохранились, в отличие от металлических решёток, которые значительно пострадали от ржавчины.

    В нижней части окна имеются два выступа в виде фигурных зубцов длиной в 33 см. В верхней строчной части окон имеется 14-ть выступов в виде зубцов прямоугольной формы. Они разделены на две равные части перевёрнутым треугольником, который также сделан в виде выступа. Два такие же выступа имелись над входной дверью.

   Ещё четыре стены усыпальницы имеют горизонтально выступающее вперёд двухступенчатое завершение. Их основным архитектурным элементом является имитация окон . Здание усыпальницы как памятник архитектуры середины 19 века представляет собой смешение нескольких стилей, которые талантливый архитектор смог гармонически соединить в единый архитектурный ансамбль, вызывающий восхищение.

   Aрхитектурной особенностью здания является обилие различных украшений, которые придают ему строгую красоту, сдержанное великолепие, умеренную роскошь. Следовательно, мы можем убедительно говорить о присущих зданию особенностях стиля барокко. Но при всём этом, мы не можем не признать ведущую роль неоготического стиля, воплощённого в строении.

   Время, а уже минуло 157 лет, сменилось шесть поколений людей, в общем-то пощадило этот великолепный памятник архитектуры. Усыпальница сохранилась достаточно хорошо, если не считать почти полностью разрушенные потолок и крышу. Но с горечью в душе и болью в сердце приходиться говорить о том, что вандалы 20 века сокрушили до основания то, ради чего возводилась усыпальница. Случилось это сразу же после прихода в 1939 году Красной Армии в Западную Беларусь. Местные жители, лишённые сатаной разума, взломали ломами дубовую дверь усыпальницы, разбили стеклянный саркофаг, похитили золотые вещи усопшего, а его забальзамированное тело выбросили за пределы усыпальницы. Гробоборцы, обезумевшие от дикой мести с ломами в руках решили судьбу покойного методом древних варваров, разрушивших до основания в своё время Рим.

   Людская память сохранила имена «победителей» усопшего. Судьбы их оказались печальными. Золото умершего не принесло счастья. Но не нам судить об этом. «Не суди, да не будешь судимым!» - гласит библейская истина. Но помнить об этом очень необходимо, дабы подобное кощунство не повторилось в будущем, чтобы не жить нам безродными Иванами на этой земле.

   В исторических источниках сохранились сведения о Людвике Колупайло, но они очень скупые. Известно, что он был владельцем имения Старые Девятковичи, которое в 1846 г. от Пусловских перешло в его собственность. Имению принадлежало 1762 десятины земли ( 1 десятина равнялась 1,09 га), фальварок Старые Девятковичи, одноимённое местечко и четыре деревни с крепостными крестьянами. По имущественному положению Людвика Колупайло можно отнести к категории средних помещиков.

   Усыпальница Л.Колупайло – единственное в своём роде захоронение на католическом кладбище в д. Новодевятковичи. Во время захоронения Л.Колупайло это кладбище принадлежало магнатскому роду Слизней и, видимо, родственники усопшего просили разрешения на строительство усыпальницы. Этим можно объяснить её возведение не в центре кладбища, поближе к часовне, а на его окраине. Видимо лучшие места графы Слизни оставляли для себя и своих более близких родственников. Тем не менее, следов подобных усыпальниц ни до 1850г., ни в более поздний час не обнаруживается.

   Заслуживает внимания история возникновения кладбища. Она возвращает нас в далёкий 15 век. Архивные документы свидетельствуют о том, что в 1432 году в д. Новодевятковичи существовало имение принадлежащее крупному магнатскому роду Мелешко в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ). Следовательно, можно предположить, на этом кладбище хоронили представителей именитого магнатского рода. После подписания в 1385 Кревской унии с Польшей в ВКЛ шёл интенсивный процесс ополячивания и окатоличивания белорусской православной шляхты. В 1413 г. во время заключения в Городельской унии между ВКЛ и Польшей сорок магнатских белорусских родов получили польские гербы. Так постепенно род Мелешко ополячился и окатоличился, а православное кладбище д. Новодевятковичи стало католическим и принадлежащим роду Мелешко.

   В 1648 г. имение Новодевятковичи перешло во владение магнатского рода графов Слизней. С тех пор и до 1939 года включительно на кладбище уже хоронили умерших представителей рода Слизней.

   О том, что на кладбище покоятся очень богатые и именитые люди свидетельствуют дорогие надгробия из чёрного и розового мрамора. Можно предположить, что ещё более дорогие из них вполне могли не сохраниться до наших дней. На надгробной плите Антония Кжекжотти имеется родовой герб. На нём отображены два скрещённые в виде буквы «Х» жезла. Какому именно магнатскому роду принадлежал такой герб предстоит ещё выяснить.

 2007 год