Об учреждении - Новодевятковичская CШ

Об учреждении

Полное название УО: Государственное учреждение образования "Новодевятковичская средняя школа Слонимского района"

Режим работы УО: понедельник - суббота с 8.00 до 18.00

Мэта:

Стварэнне аптымальных умоў, якія забяспечваюць высокую якасць адукацыі праз максімальна магчымае задавальненне адукацыйных запытаў для развіцця і самаразвіцця асобы вучня і настаўніка ў сукупнасці іх індывідуальных здольнасцяў, асобасных якасцяў, ведаў і кампетэнтнасці.

Задачы:

  1. Забяспечыць якасць адукацыі праз:

выкарыстанне ў адукацыйным працэсе сучасных адукацыйных і інфармацыйна-камунікацыйных тэхналогій;

аб'ектыўную ацэнку якасці адукацыі па вучэбных прадметах у адпаведнасці з асноўнымі патрабаваннямі да вынікаў вучэбнай дзейнасці навучэнцаў;

максімальны ахоп усіх навучэнцаў працоўным навучаннем і выхаваннем, навучэнцаў III ступені прафесійнай падрыхтоўкай.

  1. Забяспечыць метадычнае суправаджэнне і рэалізацыю сістэмы бесперапыннага павышэння кваліфікацыі педагогаў, у тым ліку ў перыяд паміж тэрмінамі павышэння кваліфікацыі, выкарыстоўваючы рэзервы Акадэміі паслядыпломнай адукацыі, Гродзенскага абласнога інстытута развіцця адукацыі, Слонімскага раённага вучэбна-метадычнага кабінета.
  2. Садзейнічаць фарміраванню грамадзянскасці, патрыятызму, нацыянальна-культурнай ідэнтычнасці навучэнцаў праз інтэграцыю вучэбнай і пазаўрочнай дзейнасці ў рамках рэалізацыі інавацыйнага праекта “Укараненне мадэлі фарміравання нацыянальна-культурнай ідэнтычнасці навучэнцаў: інтэграцыя вучэбнай і пазанавучальнай дзейнасці ўстановы адукацыі - сацыякультурнага цэнтра рэгіёну”.
  3. Стварыць абстаноўку псіхалагічнага камфорту і бяспекі жыццядзейнасці навучэнцаў праз удасканаленне маральна здаровых адносін у сацыяльным асяроддзі, прафілактыку безнагляднасці правапарушэнняў непаўналетніх, прафілактыку траўматызму, арганізацыю фізкультурна-аздараўленчай работы і прапаганду здаровага ладу жыцця.
  4. Забяспечыць умацаванне матэрыяльна-тэхнічнай базы ўстановы адукацыі з прыцягненнем фінансавых сродкаў з крыніц, якія не забаронены заканадаўствам

Контактная информация

Телефоны "горячих линий", прямая линия

Предыстория возникновения школы в деревне Девятковичи

   История развития образования в нашем регионе неразрывно связана с историческим прошлым населённых пунктов нашей местности. На определённом уровне социально-экономического развития нашего региона у населения возникла потребность в знаниях. Реализовать эту потребность можно было путём обучения населения в специальных учреждениях – школах. Наиболее целесообразным было обучать грамоте с детского возраста. Но для организации обучения нужны были определённые материальные (средства) и духовные (образованные люди) условия. В далёком прошлом только церковь имела возможность создать такие условия. Именно церковь располагала такими средствами, а священнослужители были самыми образованными людьми. Вот почему первые школы в нашем регионе возникали при церквях, а священнослужители выступали в качестве их организаторов и преподавателей. Такие школы назывались приходскими. Приход – это первичное звено религиозной организации, состоящее из церкви и всех верующих, которые в ней молятся Богу.

   Церковно-приходские школы были первой ступенью обучения. В наше время эта ступень обучения называется начальной школой. Но было бы большой ошибкой отождествлять одно с другим. Совершенно иными в церковно-приходских школах были учебные планы, учебники, да и сам учебный процесс.

   Имеются документальные сведения о том, что в деревне Девятковичи ( в настоящее время Стародевятковичи) в 1675 году действовал православный храм. Есть все основания считать весьма реальным фактом существование при этом храме школы. Чтобы убедиться в достоверности такого утверждения, необходимо ознакомиться с историческим прошлым этого населённого пункта. За информациейобратимся к исторической справке.

   Историческая справка. Первое датированное упоминание о Девятковичах относится к 1432 году. В то время Девятковичи были родовым владением Мелешков, представителей древнего и очень известного в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой магнатского рода. Вблизи от деревни располагался роскошный деревянный дворец, земельные владения и многочисленные деревни с крепостными крестьянами, которые принадлежали Мелешкам.

   В 1562 году Девятковичи упоминаются в исторических источниках как местечко наравне с Жировичами, Коссово и Ружанами.

   В 1589 году Мелешки получают от короля Речи Посполитой Жигимонта III (1587-1632) разрешение на строительство гати и моста через пойму реки Гривда с правом сбора с купцов и проезжих мытной пошлины в размере двух пенезей. Гать – это земляной вал, который возводится через заболоченный участок с целью строительства дороги. Пенезь – это серебряная монета ВКЛ.

   Гать с каменной дорогой, протяжённостью 700м., и разрушенным мостом сохранились до нашего времени. В прошлом это был участок важного пути Новогрудок – Брест – Пинск, известного ещё со времён первого князя ВКЛ Миндовга (1230-1263).

   В 1604 году в местечке Девятковичи во дворце Мелешков проводился поветовый сойм. Повет – административная единица в ВКЛ, подобная современному району, но значительно более крупная по площади. Сойм – это собрание или съезд шляхты. Шляхта – это землевладельцы в ВКЛ.

   Таким образом, материал исторической справки свидетельствует о том, что в XVI-XVIIвв Девятковичи были родовым имением Мелешков, носили статус местечка, были самым значительным торговым и религиозным населённым пунктом нашего региона.

   Следовательно, при местном православном храме в обязательном порядке должна была быть церковно-приходская школа, хотя бы, как минимум, для обучения детей местной шляхты начальной грамоте.

   Девятковичская церковно-приходская школа

  Проведённый анализ исторических фактов даёт основание утверждать, что в 1675 году в Девятковичах (Стародевятковичах) при местной православной церкви существовала школа. Интересно знать, каковой она была, как в ней осуществлялось обучение и воспитание детей. Ответ на эти и другие вопросы можно найти в исторических источниках второй половины XVII в.

    Школа 1675 года в д. Девятковичи относилась к типу церковно-приходских школ. Это значит, что она не была светской, как современная школа, а находилась в ведомстве православной церкви. В ней обучались дети Девятковичского церковного прихода, к которому относились близлежащие деревни Гуменики, Кисели, Кошловичи (собственность церкви), Масиловичи, Попки, Раховичи, Суринка, Горбачи, Урочь. Жители большинства этих деревень были крепостными Мелешков. В школе обучалось не более трёх десятков мальчиков. Девочки школу не посещали. В шляхетских семьях для них организовывалось домашнее обучение. Девочек из крестьянских семей в то время грамоте не обучали вообще.

   Обучение носило сословный характер. Сословия  – это группы или слои общества, которые отличаются друг от друга происхождением, материальным состоянием, занятием и местом, занимаемым в обществе. В то время в ВКЛ существовали следующие сословия: шляхта, купечество, духовенство, мещане (жители городов) и крестьянство (самое многочисленное и бесправное сословие)

Сословный характер образования сохранился вплоть до реформы образования, проведение которой началось в белорусских землях в 1775 году. Шляхта считала образование вредным для простого народа. Свидетельством этому является наказ, который дала гродненская шляхта своим послам на Варшавский сойм 1733г. Общегосударственный сойм – это высший законодательный орган Речи Посполитой.  Наказ - это предложение, которое дают избиратели во время выборов своих делегатов, в данном случае послов на сойм.  Посол  – это делегат, избранный на сойм.

   Вот что говорилось в этом наказе: «Ходатайствовать об издании твёрдого закона, чтобы никого из крестьянских детей не принимали в школы для обучения грамоте, ибо согласно старой поговорке, крестьянский род хороший, если он в печали, но плохой, если он в радости или образован школьными науками».

   В Девятковичской церковно-приходской школе преимущественно обучались дети из шляхетских семей. Крестьянские дети в принципе могли быть приняты в школу, но они составляли в ней немногочисленное исключение.

   Церковно - приходские школы преимущественно были двухклассными и четырёхлетними. В первом и втором классах обучались по два года. Обучение было платным. По этой причине дети из крестьянских семей в большинстве случаев заканчивали только один первый класс.

   В церковно- приходских школах учитывалась специфика сельской жизни. Обучение велось осенью и зимой, а весной и летом дети участвовали в сельхозработах, помогая своим родителям. Это касалось всех крестьянских детей, а также шляхетских детей, чьи родители относились к категории мелкой шляхты, а эта категория была самой многочисленной в ВКЛ.

   Главным предметом в церковно-приходской школе был Закон Божий. Его преподавал священнослужитель. Под его же руководством дети изучали церковное песнопение. Основным средством воспитания было священное писание. Учащихся воспитывали на библейских примерах, христианских подвигах святых и высказываниях отцов церкви. Обучение носило догматический характер. Догма– это истина, которая принимается на веру и не подлежит обсуждению.

   Занятия в церковно-приходской школе продолжались целый день с перерывом на обед. Свои обеды учащиеся приносили из дома. Учитель объявлял обеденный перерыв, и учащиеся приступали к трапезе прямо сидя за партами. После обеда школьники занимались подготовкой домашних заданий, подобно тому, как это делают современные учащиеся в группах продлённого дня.

  Обязательным условием обучения было зазубривание молитв на сложном и малопонятном церковнославянском языке. Чтением наизусть молитвы начинались и оканчивались занятия. В церковно-приходской школе изучались самые элементарные основы арифметики, старобелорусской письменности и чтения. Во втором классе на третьем и четвертом годах обучения учащимся давались некоторые основы земледелия. Здесь также учитывалась специфика сельской жизни. Всему этому обучал детей учитель, который не был священнослужителем. Он находился в подчинении у священника, который в учебно-воспитательном процессе занимал главенствующую роль.

   По воскресеньям и в религиозные праздники занятия в школе не проводились. Священник в такие дни вёл в церкви богослужение, на котором были обязаны присутствовать учащиеся вместе с их родителями.

   В церковно-приходских школах по отношению к учащимся применялась целая система наказаний. Они содержались в специальной инструкции.

   Существовали следующие наказания:

1. Учащемуся запрещалось есть обед.

2. Провинившегося ставили на колени.

3. За ошибки при чтении или декламировании наизусть били по ладони левой руки планцетой. Планцета – приспособление для наказания, состоящее из куска толстой кожи, прикреплённой к деревянной ручке. Что –то вроде современной мухобойки.

4. За подготовку заданий учащихся били дисциплиной. Дисциплина – это своеобразный кнут, который имел семь или девять кожаных ответвлений. Дисциплиной били по голой заднице от трёх до пятнадцати раз.

5. За нарушение школьных правил секли по голому телу берёзовой розгой. Такое наказание учащиеся прозвали «берёзовой кашей». Обращаясь к наказанному ученику, часто спрашивали у него вкусна ли берёзовая каша.

      Имеются сведения о том, что в церковно-приходских школах XVII-XVIII вв. и народных начальных училищах XIXв. на четвёртом году обучения давались учащимся элементарные сведения по истории Великого княжества Литовского, Речи Посполитой( XVI-XVII вв). При

проведении таких занятий учителя обязаны были знакомить учащихся с историей деревни, имением местного землевладельца и его родословной.

   При проведении таких занятий возникали некоторые проблемы. Суть их в следующем. Отсутствовала научная история деревни, но зато имелись древние легенды. Их и использовали местные учителя. Видимо, по этой причине легенды сохранились и дошли до наших дней.

   Старожилы деревни Стародевятковичи вспоминают, что их дедам и прадедам учителя рассказывали на уроках очень интересные истории о деревне Девятковичи (Стародевятковичи в наше время). Эти истории имели, безусловно, легендарное содержание. Легенда – это народное предание о прошлом, в котором могут быть отражены исторические факты в их народном понимании.

   Авторам исследования пришлось по крупицам воссоздавать их содержание.

Это было впервые

Август 1959г. Первое назначение. Слонимский райком партии утвердил на должность директора Новодевятковичской СШ Хотенко Ивана Ивановича, учителя русского языка и литературы.

4 сентября 1959г. Состоялся первый педсовет. Присутствовало 19 учителей. Повестка дня: 1)задачи школы в новом (первом) учебном году; 2) распределение учебной нагрузки, классного руководства;3) разное.

6 октября 1959г. Первое предупреждение сторожу школы за недобросовестное выполнение своих обязанностей.

13 ноября 1959г. Первый выговор учителю физкультуры за недобросовестное отношение к преподаванию физкультуры.

12 декабря 1959г. Первое снятие с работы сторожа школы за нарушение трудовой дисциплины.

Январь 1960г. Первое исключение из школы учащегося 8-го класса сроком на 5 дней.

Июнь 1960г. Первый выпуск. Аттестаты получили 18 выпускников 10 класса и двое учащихся выпущены со справками. Свидетельства о семилетнем образовании получили 26 школьников.

1960г. Закреплены за учителями 43 призывника 1941-1945гг.рождения в целях их подготовки к службе в Советской Армии.

1961г. Впервые приглашены на педсовет родители двух неуспевающих учеников. Впервые премированы учащиеся производственной бригады.

Начало 1962г. Первая проверка РОНО работы школы.

1962-1963 учебный год. Выпускники школы сдавали экзамен по производственному обучению.

1963-1964 учебный год. Разрешено учащимся писать авторучками. В 5-7 классах была введена санитарно-гигиеническая подготовка по 30-часовой программе.

1964-1965 учебный год. Впервые проведены контрольные работы по текстам Министерства образования БССР. Принято на педсовете решение об организации 1 сентября праздника для учащихся первого класса.

1965-1966 учебный год. Впервые введены для учащихся проездные билеты. Впервые организованы для учащихся школы оздоровительная площадка и лагерь труда и отдыха (ЛТО).

1976-1977 учебный год. Впервые введено формулирование триединой задачи: обучение, развитие и воспитание при разработке и написании рабочих планов урока.

1983-1984 учебный год. Издан приказ РОНО о создании в нашей школе Ленинской комнаты.

1984-1985 учебный год. В школе начала создаваться Летопись Великой Отечественной войны. Впервые в школе был создан кружок «Умелые руки».

1985-1986 учебный год. Разрешено пользоваться микрокалькуляторами на уроках химии и физики. Объявлена туристическо-краеведческая экспедиция «Моя Родина-СССР».

1988-1989учебный год. В старших классах введена лекционно-семинарская система обучения. Началось внедрение в учебный процесс методики В.Ф.Шаталова, украинского педагога-новатора.

1989-1990 учебный год. Начала производиться 15% доплата учителям русского языка.

1990-1991 учебный год. Впервые начались оформляться педсоветы на белорусском языке. Впервые проведен переводной экзамен в 4 классе по белорусскому языку, математике и технике чтения.

1992-1993 учебный год. Впервые началось проведение педагогических консилиумов.

Учителя школы – участники Великой Отечественной войны

1. Волов Пётр Карпович

2. Герасимович Владимир Иванович, инвалид войны

3. Карпалов Тимофей Васильевич, инвалид войны

4. Ковш Александр Иванович

5. Мартынов Леонид Петрович, инвалид войны

6. Солонович Александр Иосифович, инвалид войны

Учителя школы – участники войны в Афганистане

Дроб Анатолий Аркадьевич – учитель физической культуры

Учителя школы – ветераны педагогического труда

1. Бирюк Нина Прокофьевна

2. Бирюк Мария Станиславовна

3. Волов Пётр Карпович

4. Герасимович Владимир Иванович

5. Житкевич Людмила Ивановна

6. Карпалов Тимофей Васильевич

7. Карпалова Екатерина Григорьевна

8. Ковш Александр Иванович

9. Ковш Екатерина Кузьминична

10. Крот Павел Владимирович

11. Крот Маргарита Николаевна

12. Кулина Аркадий Александрович

13. Кулина Клавдия Николаевна

14. Мартынов Леонид Петрович

15. Мартынова Мария Антоновна

16. Миклаш Ирина Семёновна

17. Нестер Нина Антоновна

18. Паштет Владимир Антонович

19. Паштет Ольга Евтеховна

20. Ракуть Василий Владимирович

21. Ракуть Татьяна Петровна

22. Седлецкая Леонида Дмитриевна

23. Солонович Александр Иосифович

24. Солонович Анна Моисеевна

25. Талейко Мария Петровна

26. Хомич Зоя Владимировна

27. Хомчик Сергей Устинович

28. Хомчик Лидия Леонтьевна

29. Иванко Татьяна Ивановна